МГИМО 2030
на сайт Приоритет 2030

Управление и финансы

Управление и финансы

Система управления университетом

Стратегическое управление программой развития осуществляют: Наблюдательный и Попечительский Совет университета, Ученый совет МГИМО и Совет программы развития. Эти органы содержательно рассматривают планы и отчеты по проектам развития университета и утверждают изменения в ходе реализации программы в течение года.

В Совет программы развития входят в том числе представители федеральных органов исполнительной власти (МИД России — заместитель министра С.А.Рябков, специальный представитель министра по вопросам цифровой трансформации С.Е.Кирюшин; Минцифры — заместитель министра Б.М.Черкесова; Минсельхоз — заместитель министра С.Л.Левин), руководители исследовательских институтов — ИМЭМО РАН, ИВИ РАН, НИЦ «Курчатовский институт».

В Состав Попечительского и Наблюдательного Советов входят:

  • федеральные министры: министр иностранных дел С.В.Лавров, министр сельского хозяйства Д.Н. Патрушев, министр просвещения С.С.Кравцов, министр по развитию Дальнего Востока и Арктики А.О.Чекунков;
  • помощники Президента Российской Федерации Ю.В.Ушаков и В.Р.Мединский; уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам предпринимателей Б.Ю.Титов;
  • руководители органов управления регионов: губернатор Московской области А.Ю.Воробьев, министры Правительства Москвы А.А.Немерюк, С.Е.Черемин;
  • руководители государственных корпораций и частных компаний: С.В.Чемезов, генеральный директор ГК «Ростех»; И.И.Сечин, главный исполнительный директор, председатель правления ПАО «НК «Роснефть»; Н.П.Токарев, председатель правления, президент ПАО «Транснефть»; О.В.Белозеров, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД»; А.Б.Усманов, основатель USM Holdings; В.О.Потанин, президент — председатель правления ПАО «ГМК «Норильский никель»; А.И.Акимов, Председатель Правления АО «Газпромбанк»; А.А.Козицын, акционер УГМК и др.

Таким образом, университет получает непосредственную обратную связь от руководителей государственных органов власти, крупнейших компаний-работодателей и научно-исследовательских институтов, а также от трудового коллектива МГИМО.

Что уже сделано?

В целях эффективной реализации программы развития МГИМО с 2021 введена должность проректора по развитию, действует Проектный офис по внедрению Стратегии развития МГИМО. Исполнительное управление осуществляет Дирекция программы развития под руководством проректора по развитию. Управление проектами развития осуществляют межфакультетские и кросс-функциональные команды.

В структуре университета созданы новые подразделения, отражающие продвижение в рамках стратегических проектов:

  • Институт мировой торговли и устойчивого развития;
  • Институт мировых аграрных рынков (при поддержке Минсельхоза и ФГБУ «Агроэкспорт»);
  • 10 новых научно-исследовательских лабораторий и центров;
  • Базовая кафедра ИМЭМО;
  • Институт маркетинга и предпринимательства;
  • Рабочая группа для управления проектом «Цифровая кафедра» с участием представителей ИТ-отрасли экосистемы Сбер и ВКонтакте.

В соответствии с программой развития сформированы три новых экспертных совета из представителей ведущих компаний-работодателей на Факультете управления и политики, Факультете международного бизнеса и делового администрирования и Институте мировой торговли и устойчивого развития. Советы помогают оценивать качество подготовки выпускников и содействуют обновлению образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки исходя из интересов работодателей. В 2023 году практика советов будет распространена на все образовательные подразделения университета.

Финансовая модель университета

Финансовая политика университета направлена на рост доходов от образовательной и научной деятельности, создание условий для эффективного планирования и учета расходования средств, формирование механизмов стимулирования исполнительской дисциплины, повышения эффективности работы подразделений.

Финансовая модель построена на диверсификации источников финансирования деятельности университета с преобладанием внебюджетных и грантовых источников. Фокус на проектном финансировании позволяет создать систему более гибкого управления направлений развития университета и достижения конкретных результатов держателями бюджетов программ развития.

Что уже сделано?

В 2022 году доля государственного финансирования на выполнение государственного задания в бюджете МГИМО составила 28%. Доля государственного финансирования с учетом субсидий на выполнения государственного задания, субсидий на иные цели и грантов в форме субсидий составила 41%. Объем доходов от внебюджетных источников на 4% превысил показатели за 2021 год.

Контроль за целевым расходованием средств осуществляется на основе Положения об организации планирования и учета расходов в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которое устанавливает порядок взаимодействия структур университета и формирования финансовой отчетности.

Система стимулирования труда сотрудников и профессорско-преподавательского состава университета нацелена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников и других гарантий по оплате труда. Прежде всего, в МГИМО увеличены должностные оклады работников путем включения в них ежемесячных надбавок за интенсивность и высокие результаты. Система учета квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу (ППС) и научным работникам (НР) и наличие стимулирующих выплат позволили довести долю окладов в фонде оплаты труда (без учета компенсационных выплат) до 65%, а долю стимулирующих выплат до 35% соответственно.

Переработаны показатели и методика оценки эффективности результатов деятельности ППС и НР МГИМО. Для ППС языковых кафедр установлена надбавка за интенсивность («горловая нагрузка»), а также сохранена надбавка за преподавание восточных и редких языков.

Для стимулирования работников административно-управленческого и вспомогательного персонала рассчитан фонд персональных надбавок.

Финансовая модель университета позволяет обеспечить долю Фонда оплаты труда (ФОТ) основного персонала (ППС и НР) в общем ФОТ в размере 65%, административно-управленческого и вспомогательного — 35%, что соответствует нормам Постановления Правительства Российской Федерации № 583, которым устанавливается предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения (не более 40 процентов).

МГИМО 2030
на сайт Приоритет 2030