Система управления университетом
Стратегическое управление программой развития осуществляют: Наблюдательный и Попечительский Совет университета, Ученый совет МГИМО и Совет программы развития. Эти органы содержательно рассматривают планы и отчеты по проектам развития университета и утверждают изменения в ходе реализации программы в течение года.
В Совет программы развития входят в том числе представители федеральных органов исполнительной власти (МИД России — заместитель министра С.А.Рябков, специальный представитель министра по вопросам цифровой трансформации С.Е.Кирюшин; Минцифры — заместитель министра Б.М.Черкесова; Минсельхоз — заместитель министра С.Л.Левин), руководители исследовательских институтов — ИМЭМО РАН, ИВИ РАН, НИЦ «Курчатовский институт».
В Состав Попечительского и Наблюдательного Советов входят:
Таким образом, университет получает непосредственную обратную связь от руководителей государственных органов власти, крупнейших компаний-работодателей и научно-исследовательских институтов, а также от трудового коллектива МГИМО.
Что уже сделано?
В целях эффективной реализации программы развития МГИМО с 2021 введена должность проректора по развитию, действует Проектный офис по внедрению Стратегии развития МГИМО. Исполнительное управление осуществляет Дирекция программы развития под руководством проректора по развитию. Управление проектами развития осуществляют межфакультетские и кросс-функциональные команды.
В структуре университета созданы новые подразделения, отражающие продвижение в рамках стратегических проектов:
В соответствии с программой развития сформированы три новых экспертных совета из представителей ведущих компаний-работодателей на Факультете управления и политики, Факультете международного бизнеса и делового администрирования и Институте мировой торговли и устойчивого развития. Советы помогают оценивать качество подготовки выпускников и содействуют обновлению образовательных программ по соответствующим направлениям подготовки исходя из интересов работодателей. В 2023 году практика советов будет распространена на все образовательные подразделения университета.
Финансовая модель университета
Финансовая политика университета направлена на рост доходов от образовательной и научной деятельности, создание условий для эффективного планирования и учета расходования средств, формирование механизмов стимулирования исполнительской дисциплины, повышения эффективности работы подразделений.
Финансовая модель построена на диверсификации источников финансирования деятельности университета с преобладанием внебюджетных и грантовых источников. Фокус на проектном финансировании позволяет создать систему более гибкого управления направлений развития университета и достижения конкретных результатов держателями бюджетов программ развития.
Что уже сделано?
В 2022 году доля государственного финансирования на выполнение государственного задания в бюджете МГИМО составила 28%. Доля государственного финансирования с учетом субсидий на выполнения государственного задания, субсидий на иные цели и грантов в форме субсидий составила 41%. Объем доходов от внебюджетных источников на 4% превысил показатели за 2021 год.
Контроль за целевым расходованием средств осуществляется на основе Положения об организации планирования и учета расходов в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которое устанавливает порядок взаимодействия структур университета и формирования финансовой отчетности.
Система стимулирования труда сотрудников и профессорско-преподавательского состава университета нацелена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников и других гарантий по оплате труда. Прежде всего, в МГИМО увеличены должностные оклады работников путем включения в них ежемесячных надбавок за интенсивность и высокие результаты. Система учета квалификационных требований к профессорско-преподавательскому составу (ППС) и научным работникам (НР) и наличие стимулирующих выплат позволили довести долю окладов в фонде оплаты труда (без учета компенсационных выплат) до 65%, а долю стимулирующих выплат до 35% соответственно.
Переработаны показатели и методика оценки эффективности результатов деятельности ППС и НР МГИМО. Для ППС языковых кафедр установлена надбавка за интенсивность («горловая нагрузка»), а также сохранена надбавка за преподавание восточных и редких языков.
Для стимулирования работников административно-управленческого и вспомогательного персонала рассчитан фонд персональных надбавок.
Финансовая модель университета позволяет обеспечить долю Фонда оплаты труда (ФОТ) основного персонала (ППС и НР) в общем ФОТ в размере 65%, административно-управленческого и вспомогательного — 35%, что соответствует нормам Постановления Правительства Российской Федерации № 583, которым устанавливается предельная доля оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждения (не более 40 процентов).